Рубрики
Развитие речи

Как обнаружить и скорректировать нарушения в произношении звуков?

Обычно речь детей к четырем-пяти годам становится правильной, богатой, разнообразной, а произношение — четким и чистым. Однако некоторые звуки все еще могут вызывать трудности.

Чаще всего затруднения возникают со звуками трех групп:

1) группа шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’];

2) группа свистящих: [с], [с’], [з], [з’], [ц];

3) группа сонорных: [р], [р’], [л], [л’] (также к сонорным согласным относятся [м], [м’], [н], [н’], [й], но они, как правило, трудностей не вызывают).

Для того чтобы определить, какие именно звуки Ваш ребенок произносит неправильно, достаточно прислушаться к тому, как он читает стихи, рассказывает сказки или пересказывает какой-нибудь текст. Тексты хорошо бы выбирать такие, в которых вышеперечисленные звуки встречаются довольно часто. Отмечайте те звуки, которые вызывают затруднение у ребенка (лучше для этих целей завести тетрадь или блокнот).

После того, как Вы определите звуки, произнесение которых дается ребенку с трудом, необходимо проверить правильность произнесения этих звуков в словах. Для этого выпишите такие слова, чтобы проверяемые звуки были в различных положениях: в начале слова, в середине и в конце, в твердом и мягком варианте, в сочетании с другими согласными (хорошо, если Вы подберете к словам еще и картинки).

Очень важно установить, каким образом нарушено звукопроизношение: искажает ли ребенок конкретный звук, опускает его или заменяет один другим, присутствует ли неправильное произнесение во всех словах или это зависит от позиции звука в слове.

Далее необходимо проверить, как ребенок произносит звук отдельно от других. Произнесите тот звук, который вызывает у ребенка затруднение, и попросите его за Вами повторить.

Все эти действия нужны для того, чтобы определить план по исправлению звукопроизношения, поскольку в зависимости от характера нарушения звука упражнения будут отличаться. Если ребенок искажает звуки, то необходимо работать с артикуляционным аппаратом, добиваясь правильного положения его органов (языка, губ, нижней челюсти). Если опускает их, то необходимо сначала вызвать этот звук, а затем закрепить его в слогах, словах и фразах. Если ребенок заменяет один звук другим, необходимо заниматься не только получением недостающего звука (его постановкой) и закреплением его в речи, но и работать над различением этих звуков (развивать речевой слух). Если же в некоторых словах ребенок произносит конкретный звук верно, а в других неверно, то необходимо закрепить правильный вариант звукопроизношения в речи ребенка.

Чтобы преодолеть трудности в произнесении звуков, Вам вместе с ребенком необходимо преодолеть 3 ступени:

1. Подготовительные упражнения.

2. Постановка звука.

3. Закрепление звука.

Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы научить ребенка на слух отличать звук, произносимый верно, от звука, произносимого неверно (развить речевой слух), чтобы укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить речевое дыхание (в частности, силу и длительность выдоха). От того, насколько хорошо пройдена первая ступень, зависит то, насколько быстро ребенок научится правильно произносить звуки.

Постановка звука. Основная задача прохождения этой ступени – научить ребенка правильно произносить конкретный звук. Для этого нужно добиться правильного положения губ, зубов и языка ребенка при произнесении звука с помощью определенных упражнений (вызов звука по подражанию, артикуляционная гимнастика и др.). Все упражнения этой ступени желательно выполнять перед зеркалом.

Закрепление звука. Следует знать, что закреплять звук необходимо в определенном порядке: сперва в слогах, после этого – в словах и в последнюю очередь – во фразах. Также важно положение звука в слове: сначала закрепляйте звук в начале слова, затем в конце, и только потом – в середине. Вашими помощниками станут картинки со словами, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, стихи, наполненные отрабатываемыми звуками.

Прохождение каждой ступени исправления звукопроизношения неравномерно по времени: одну ступень вы можете преодолеть очень быстро, за 2-3 занятия, на другой остановиться на несколько недель и даже месяцев. Это нормально. Не форсируйте события, не подгоняйте ребенка, не требуйте от него идеального выполнения упражнений. Отмечайте любой, даже самый маленький, успех ребенка, хвалите и поощряйте его. В среднем исправление недостатков произношения звуков занимает от 2 недель до 4 месяцев.

Если ребенок неправильно произносит не один звук, а несколько, то начинать исправление нужно с того звука, который получается у него лучше всего. Переходить к отработке следующего звука можно только после того, как ребенок четко усвоил предыдущее упражнение.

Делайте упражнения, направленные на исправление звукопроизношения, регулярно: в среднем 2 раза в день по 5-10 минут. Помните о том, что все занятия должны проводиться исключительно в игровой форме, в хорошем настроении и самочувствии, как мамы, так и ребенка. Пусть занятия доставляют вам удовольствие, тогда и результат не заставит себя долго ждать. Успехов вам!